Россельхознадзор предупреждает

Должностные лица Управления Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай в рамках государственного земельного надзора в соответствии с Положением о государственном земельном надзоре, утвержденным постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 №1, осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением требований законодательства РФ на землях сельскохозяйственного назначения при проведении плановых и внеплановых проверок в отношении юридических и физических лиц. Кроме того, выявление нарушений требований земельного законодательства РФ проводится в рамках административных расследований, а также административных обследований и плановых рейдовых осмотров земельных участков, которые проводятся без взаимодействия с их правообладателями.

Для того, чтобы владельцы не оказались привлеченными к административной ответственности, считаем необходимым предупредить собственников (пользователей) земельных участков и лиц, таковыми не являющихся, о наиболее часто встречающихся нарушениях природоохранного законодательства РФ:

1. В соответствии с ч.1 ст. 8.6 КоАП РФ самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Запрещается производить земляные работы без разрешительных документов. Порядок выдачи таких разрешений и процедура принятия некультивированного участка утверждены приказом Минприроды РФ и Роскомзема № 525/67 от 22.12.1995 «Об утверждении основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы».

Согласно ч. 5 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию.

2. В соответствии с ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

К правонарушениям, ответственность за которые регламентируется частью 2 ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, относятся: загрязнение земельного участка тяжелыми металлами, нитратами, хлоридами, нефтепродуктами, бензапиреном, микробиологическими показателями (БГКП, энтерококки, сальмонеллы), пестицидами; уничтожение плодородного слоя почвы при проведении земляных работ. При выявлении таких нарушений земельного законодательства виновное лицо может быть привлечено к административной ответственности в виде штрафа или приостановления деятельности по решению суда, а в некоторых случаях и к уголовной ответственности (ст. 254 УК РФ (порча земли)).

Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющихся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, и не допускать загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы.

Приказом Минприроды России от 08.07.2010 № 238 утверждена Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, предназначенная для исчисления в стоимостной форме размера вреда, нанесенного почвам в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды. По указанной методике рассчитывается сумма вреда, причиненного почвам виновным лицом, подлежащая возмещению в добровольном или судебном порядке. При этом, ущерб может быть взыскан как с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, так и с граждан, виновных в причинении вреда почвам.

3. За невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель, предусмотрена административная ответственность по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, с наложением административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей. Зарастание земель сорными растениями, выращивание сельскохозяйственных растений без применения каких-либо удобрений для восполнения показателей плодородия, излишняя пестицидная нагрузка и др. – все это является основанием для привлечения собственника (пользователя) к административной ответственности. В законодательстве не указан минимальный срок права пользования участком, по истечении которого наступает административная ответственность. Например, если земельный участок приобретен зимой, то весь комплекс агротехнических, агрохимических, мелиоративных мероприятий должен быть проведен уже в весенний полевой сезон. Если земля сдана в аренду, то законом предусмотрено привлечение к ответственности не только арендаторов земли, но и арендодателей. (п. 2 ст. 43 Земельного кодекса).

Неиспользование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, является самостоятельным правонарушением и влечет административную ответственность по ч.2 ст. 8.8 КоАП РФ с наложением административного штрафа на граждан в размере от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее трех тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двухсот тысяч рублей.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия, защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации (ст. 13 Земельного кодекса РФ).

Изменения, внесенные 03.07.2016 в Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», предусматривают сокращение с пяти до трех лет срока, по истечении которого земельный участок может быть изъят у собственника, в случае если он не используется для сельскохозяйственного производства. Закон обязывает органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение двух месяцев со дня поступления от Россельхознадзора материалов о неустранении правонарушений, связанных с ненадлежащим использованием или неиспользованием земельного участка, обратиться в суд с требованием об изъятии участка и его продаже на торгах. (ст. 6 Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).

5. Повреждение мелиоративной системы, а равно защитного лесного насаждения, влечет административное наказание по ч.2 ст.10.10 КоАП РФ в виде административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 10.01.1996 № 4 – ФЗ «О мелиорации земель» строительство на мелиорируемых (мелиорированных) землях объектов и проведение других работ, не предназначенных для мелиорации земель, не должно ухудшать водного, воздушного и питательного режимов почв на мелиорируемых (мелиорированных) землях, а также препятствовать эксплуатации мелиоративных систем, отдельно расположенных гидротехнических сооружений и защитных лесных насаждений.

Согласно ст. 29  указанного закона граждане (физические лица) и юридические лица, которые эксплуатируют мелиоративные системы, отдельно расположенные гидротехнические сооружения и защитные лесные насаждения, обязаны содержать указанные объекты в исправном (надлежащем) состоянии и принимать меры по предупреждению их повреждения.